Собака - душа охоты!

Охотничьи собаки - Статьи

«Всякий охотник знает необходимость собаки: это жизнь, душа охоты» - эти слова замечательного охотника, прекрасного русского писателя С.Т. Аксакова на редкость точно определяют роль и место кровной охотничьей собаки. Охота с собаками в нашей стране имеет глубочайшие корни, она национальна и отличается особенностями в каждой республике, каждом регионе. Многообразие охот с применением наших верных помощников радует и позволяет надеяться, что они ещё долгое время будут доставлять удовольствие огромному племени охотников. Необычайна красота и элегантность борзых, несравненная по верности и трудолюбию работа лаек, музыкальность и неутомимость гончих, спортивность подружейных, отвага норных – вот что такое охотничья собака в современном понятии.
Однако всё это возможно не на пустом месте. Охотники-промысловики Севера, известные держатели псовых охот, крепостные псари - от них мы получили в наследство уникальные породы охотничьих собак, сохранение и улучшение качеств которых есть наш прямой долг. Напомним, что охота с собакой эстетичнее, добычливее и гуманнее. Воспитывая собаку, человек открывает для себя много нового, учится доброте и терпению, лучше познаёт природу. А горожане имеют возможность в собаке приобрести так не хватающее им общение с животным миром. В нашей стране используется около 200 тыс. охотничьих собак разных пород. Годовой эффект от их применения исчисляется десятками миллионов рублей.
Всё поголовье охотничьих собак можно разделить на две группы: пользовательное и племенное. Как правило, пользовательные собаки не блещут экстерьером, редки среди них и выдающиеся работники.
Причиной этого является примесь кровей собак других пород, а зачастую и беспородных. Применение
помесей вызвано дефицитом в кровных собаках. Бывают, правда, случаи, когда собаки с великолепными родословными попадают к охотникам в глубинку, доставляют им радость, но нигде не показываются, исчезают с поля зрения собаководов и растворяются в массе собак невысокого качества.
Ещё прискорбнее, когда невежественный владелец выводит сам выдуманную им «новую» породу, якобы улучшающую качества кровных собак. К счастью, таких «селекционеров» становится всё меньше.
Нас более всего интересует поголовье, которое составляет породу и несёт в себе всё то, что было заложено в предыдущих поколениях собак, и то, что будет улучшаться в будущих поколениях. Это поголовье называется племенным. Оно тщательно отбирается на выставках и испытаниях, появляется благодаря строгому соблюдению грамотно составленных планов вязок, путём правильного ведения линий производителей – словом тем, что называется племенной работой. В нашей стране племенным разведением охотничьих собак занимаются в основном многочисленные энтузиасты кровного собаководства и значительно меньшей степени питомники. К сожалению, питомники не всегда активно участвуют в выставках и состязаниях. Испытания охотничьих собак в питомниках проводят эпизодически или совсем не проводят. Поэтому отсутствует основной фактор селекционной работы - выявление рабочих качеств. Это подтверждали многие эксперты, принимавшие участие в проведении выставок и испытаний в различных областях страны. С другой стороны, даже и таким племенным материалом питомники не в состоянии обеспечить запросы охотников. Новосибирский питомник за 10 лет реализовал около 2тыс. лаек, крупнейший в стране питомник ВНИИОЗ за 21 год дал для охотников немногим более 4тыс. лаек, т.е. примерно 200 в год. Это, конечно же, не «делает погоды». Для сравнения укажем, что любители Москвы дают в 7 раз больше, чем питомник ВНИИОЗ. Кроме того,  себестоимость щенков в питомнике в 7-8 раз превышает реализационные цены на щенят (А.Т.Войлочников, С.Д. Войлочникова «Охотничьи лайки»,1982г) Есть ещё питомники обществ охотников. Поголовье их не многочисленно. Содержание в них собак вряд ли дешевле, чем в больших питомниках, а о селекционной работе здесь и говорить не приходится. Кроме того, егерь в хозяйстве занят другими обязанностями, которые с него спрашивают достаточно строго (биотехния, учёт животных, борьба с браконьерами). Он не в состоянии серьёзно заниматься собаками – они для него, прежде всего пользовательный материал. Да и средства, которые отпускают на содержание собак, не всегда доходят по назначению. Во всяком случае, на выставке можно сразу определить собак, принадлежащих питомнику и находящихся под опекой егеря – это зачастую робкие, недокормленные существа невысокого экстерьера и с дипломом в лучшем случае третьей степени. Для племенного использования они, как правило, непригодны.
Таким образом, основной племенной материал, генофонд, лучший по качеству и самый большой по количеству, сосредоточен в руках членов обществ охотников, которые объединены в секции кровного собаководства по породам. В этих секциях ведётся плановая племенная работа под руководством опытных   собаководов, часто имеющих специальное биологическое образование. Конечно, я имею в виду крупные кинологические центры. Эти центры являются основными поставщиками племенных собак, в них консолидируется порода. Здесь же сосредоточены наиболее квалифицированные кадры экспертов по охотничьим собакам.
Но так ли просто содержать собаку, особенно охотничью. Общие трудности содержания собак вообще, к сожалению, имеют тенденцию к росту. Я не буду останавливаться на них подробно. Это набившие оскомину и не решённые до сих пор проблемы провоза собак в городском и железнодорожном транспорте. Придуманный каким-то бюрократом термин «непродуктивные животные» и связанный с этим термином налог, напоминающий налоги давно прошедших лет на «бороду», «дым», «соль» и т. д. Другие бытовые неудобства, а иногда и открытая дискриминация собаководов. Кстати, эта линия на искоренение собак со стороны облечённых властью людей приводит к серьёзным последствиям морального порядка (см. »Известия» от 27.01.85г; «Охота и охотничье хозяйство», №1 за 1985г; «Советская Россия» от 05.04.85г. и др.). Отметим, что бытовые неудобства, испытываемые собаководами, дополняются и значительными финансовыми затратами. Помимо общих для всех собаководов трудностей, к ним прибавляется и недостаточная помощь обществ охотников.
Классная собака должна иметь как минимум хороший экстерьер и подтверждённые дипломами рабочие качества. Следовательно, её надо показывать на выводках, выставках и испытаниях. Всё это, естественно, связано с расходами. Прибавьте сюда кормление щенят. Получится сумма значительных  размеров. Вспомните, что было сказано о себестоимости щенят в питомниках. В нашем журнале №11 за 1984г., приведена стоимость щенят лаек по регионам. Эта стоимость не представляется чрезмерно
большой.
И ещё один важный момент – это натаска собак, то есть та работа, без которой немыслимо получить надёжного помощника на охоте. Хорошо ли обстоит здесь дело,  и во всём ли помогают общества охотников собаководам? В Подмосковье в течение ряда лет запрещали охоту с лайкой по белке и натаску по ней. Искусственно осложнили правила применения собак при охоте на утку. «Правда» от 18.11.1984г. писала, что нет условий для тренировки борзых собак. Много рогаток на пути использования легавых. Охота с собаками глушится. Многие правления обществ охотников равнодушно на это взирают. А уж если есть возможность сэкономить на собаководстве, то это приветствуется. По моему глубокому убеждению, будущее в охотничьем собаководстве принадлежит не питомникам. А раз это так, то охотничье собаководство должно занять в обществах охотников подобающее ему место. Если общества охотников не поддержат владельцев племенных собак, не используют их опыт, откажутся от их энтузиазма – мы рискуем потерять то, что веками создавали для нас  предыдущие поколения охотников.

В.    Кулаков. Эксперт республиканской  категории.

Журнал »Охота и охотничье хозяйство» №2 за 1986г.