Осорбенности работы лаек по соболю

Охотничьи собаки - Статьи

 

С незапамятных времен соболь был и остается одним из символов Сибири, ее пушной «жемчужиной», «мягким золотом». Такие эпитеты применялись не зря. Во все времена шкурки соболя очень высоко ценились. Соболями платили ясак коренные народности Севера, рассчитывались за товары точно также как на Аляске расплачивались золотым песком. Мерилом успешного путешествия для русских землепроходцев были не только новые земли и «ясашные людишки», но и количество сороков соболей собранных в походе. Коренные народы Сибири, а затем и пришедшие российские промышленники создали большое количество средств производства для добычи соболя. Эти средства постоянно совершенствовались, информация о них передавалась из поколения в поколение. В результате появилось множество уникальных средств и способом промысла соболя. Одним из самых совершенных и самым уникальным средством производства являются охотничьи лайки
Охота с лайкой на соболя, кроме красоты, азарта, ещё и очень добычлива. В некоторых регионах с собаками добывают основную часть соболиных шкурок, так по данным А.В Гейца в Иркутской области в 80-х годах прошлого столетия с лайками добывалось в среднем до 60% , а в некоторых районах до 90 % соболя (Памятка «Охотничья лайка» Иркутск, 1985 г.)
Охотничьи качества лаек совершенствовались на протяжении многих веков и в результате достигли очень высокого уровня. Среди собак встречаются виртуозы, способные найти соболя в убежище по следу, оставленному зверьком несколько суток назад.
Нами проводился анализ работы лаек различного возраста, пола в различных охотничьих угодьях при разных погодных условиях. В результате были определены два основных способа работы лайки по соболю.
Первый-это работа по свежему (имеющему запах) следу, второй - работа по старому (не имеющему запах) следу.
Собаки работающие первым способом (назовем их условно «летунами»), попав в результате поиска на свежие наброды соболя, резко меняют темп движения (если поиск ведется рысью, то собака переходит на галоп, если галопом, то увеличивает скорость) и начинают либо закладывать большой круг, либо выписывать острый угол, либо «летать»в различных направлениях. Охотники говорят: «собака обрезает след». «Обрезает» в данном контексте вряд ли правильное определение. Этот прием свойственен разумным существам, а собака просто ищет более сильный свежий запах и, таким образом, определяет выходной след зверька. Далее она начинает его активно преследовать, при этом часто «срезает» на запах или «ввид» петли зверька, которые он закладывает в надежде уйти от преследования. В результате работы «летуна» соболь обычно загоняется на дерево и не успевает уйти в наземное или подземное убежище.
Собаки «летуны», как правило имеют широкий поиск, очень активны и могут работать как в одиночку так и группой из нескольких собак.
Лаек работающих вторым методом, можно образно назвать «ползунами». Они также способны гонять соболя по свежему следу, но, кроме этого, они ещё и могут преследовать зверька по следу, не имеющему запаха «в узорку». Как говорят в таком случае охотники: « собака гонит «лундук»» («лундук» - старый замерзший след). Эти лайки характеризуются более уравновешенным, степенным поведением. Их поиск часто хозяева пытаются сознательно ограничить (ведут на сворке за оленем, конем до следа). За ними нужен глаз да глаз. Бывает «уползут» по старому следу и работают соболя много часов (иногда до утра следующего дня). Если хозяин проглядел, где остались собаки, то тратит на их поиск очень много времени.
Ещё одна характерная особенность: таким стилем собаки работают либо в одиночку, либо хорошо сработанной парой, т. к большое количество собак, суета приводят к тому, что след могут затоптать, а учитывая то ,что он не имеет запаха, выправить его бывает потом очень сложно. При работе слаженной парой, лайки внимательно следят друг за другом, проверяют по маршруту охотника все «лундуки» и если одна встает на след ,другая тут же к ней присоединяется.
Таким способом собаки или собака могут преследовать соболя до убежище в котором он отдыхает (иногда по несколько дней), либо из которого он вышел свежим, сегодняшним следом. В этом случае собаки гонят его дальше.
Очень часто с «ползунами» приходится добывать соболя в убежищах, поэтому охотник должен иметь соответствующее снаряжение (хорошо иметь дымовые спец. средства, капкан, хороший якорек для вытаскивания соболя из колоды и т.д.).
Знание стилей работы собак по соболю очень важно как для реальной охоты, так и для ведения племенной работы. Дело в том, что стиль работы - наследуемый признак, стойко передающийся потомству. Зная это, можно при подборе пар прогнозировать получение потомства с тем или иным стилем работы с достаточной долей вероятности.
На промысле знание этих особенностей работы лайки также необходимо. Дело в том, что охотники (особенно начинающие) часто совершают ошибку: пытаются спарить в работе «летуна» и «ползуна». Это ни к чему хорошему не приводит. Неоднократно приходилось наблюдать как на старом следе соболя «летун» начинает применять свою тактику и в результате след затаптывает, а из-за отсутствия запаха не может найти выход соболя. «Ползун» же с умным видом бегает за «летуном», считая, что раз он так рьяно взялся, то занят делом. В конце концов, после такой совместной «работы» охотнику приходится давать собакам урок «таежной педагогики», где главным его аргументом является добрый посох. После чего «летуна» необходимо взять на сворку, а «ползуна» натравить на не затоптанный след и садиться пить чай, пока собака без помех разберется, куда ушел зверек.
В угодьях с высокой плотностью соболя и в местах его локальной концентрации более добычлива охота с «летунами», потому что свежие следы встречаются очень часто, и неторопливая, степенная работа «ползунов» в данной ситуации менее добычлива. Там же, где соболя не очень много, и свежий след попадается не часто, остро необходим «ползун».
Он в принципе может работать любой след и охотник, найдя его, натравливает собаку и имеет возможность при благоприятном стечении обстоятельств, гарантированно добыть этого соболя. Кроме того, с «ползуном» добычливо охотится в морозы. При t-25-30° след соболя «вымерзает» (не держит запаха) уже через 30-40 минут. Зверек находится недалеко, но «летун» его уже не может сработать. Л «ползун» тут очень к стати. С «летунами» легче охотиться особенно молодым охотникам, у которых ещё мало опыта т. К. часто просто слышишь собаку и идешь на полайку. «Ползунов», же иной раз ищешь много часов, особенно плохо при этом, если собака не лает в наземное убежище (колоду, шарлоп), а пытается сама достать зверька. В таком случае только один выход - идти следом собаки.
Поэтому я стараюсь постоянно держать собак с разными стилями работы и использовать их возможности максимально в зависимости от конкретных условий данного охотничьего сезона.
Также мы считаем, необходимо учитывать стиль работы собак при выборе щенка. Дело в том, что охотник, имея собак определенного стиля, может взять щенка с другим направлением работы, чем тот, которым пользуются его собаки.
В результате щенок не работает со старыми собаками. «Ползун» теряется, не приходит на полайку, т. к занят троплением следов, а щенок «летун» будет затаптывать след «ползунам». Некоторые охотники, не разобравшись или не зная об особенностях работы собак такого щенка часто стреляют. Таким образом, в промысловых районах ежегодно гибнет немало перспективных собак.
К сожалению, вопрос об особенностях работы лаек по соболю недостаточно освещен в нашей охотничьей литературе. И автору на протяжении 18 лет работы в Жигаловском районе Иркутской области, где с лайкой добывается до 85% соболя, неоднократно приходится сталкиваться с тем, что даже некоторые бывалые охотники при подробном опросе не могли четко объяснить способ работы своих собак. Поэтому мы надеемся, что наши выводы сориентируют охотников при оценке работы своих питомцев на соболином промысле.

С.В. Богатов, эксперт-кинолог I категории Иркутская область, Жигаловский район.